Название «В тылу врага» достаточно распространено в мире кинематографа и цифровых развлечений: так именуют фильмы, аддоны, любительские модификации. Однако у большинства русскоговорящих геймеров эти три слова чаще всего генерируют в сознании образ взрывной смеси стратегии и экшена от северодонецкой студии Best Way. Вышедшая в 2004 году «В тылу врага» завоевала сердца не только шикарным видом, но и необычной механикой и интерактивностью, позволявшей творить такие вещи, о которых другим проектам приходилось только мечтать. Потом были аддоны от сторонних разработчиков, неоднозначная вторая часть, и вот, сегодня мы можем лицезреть «В тылу врага 2: Братья по оружию» — самостоятельное дополнение ко «В тылу врага 2». Но по какому пути оно пошло?
Сложной игре — сложный путь
«В тылу врага 2: Братья по оружию» — это самостоятельное или, если кому-то более понятна такая формулировка, stand alone дополнение на базе «В тылу врага 2», разработанное создателями оригинала. Последнее особенно важно в том свете, что все аддоны на базе первой части творились сторонними товарищами и особого признания не снискали, да и были, надо заметить, не самого высокого качества, отчего еще на стадии анонса «Братьев по оружию» отмечалось предвзятое отношение коммьюнити к будущему продукту.
Впрочем, определиться с «идеологической» принадлежностью дополнения не так-то просто. Если коснутся истории, то «В тылу врага» больше походила на Commandos в реальном времени, где геймеру редко давалось в подчинение большее число войск, нежели 2-3 пехотинца (иногда «щедро» увеличенное вдвое и приправленное средним танком). При этом пользователь уделял больше половины времени прохождения микроменеджменту и активно использовал интерактивность. Сиквел пошел по противоположному пути, пытаясь сконцентрироваться на минимальном количестве действий с максимальной эффективностью. В качестве последней предлагалось зрелищное кино с размахом Голливуда и бешеная суета на экране. Сложно сказать, что и в каком случае лучше, — хардкорность «В тылу врага» или незамысловатость и зрелищность «В тылу врага 2», но вот выпускать два идейно разных проекта под одним названием явно не стоило, так как мнения поклонников коренным образом разошлись при определении преемственности идей первой части в сиквеле.
Многие любят серию в первую очередь за возможность разнести вдребезги всех и вся.
На смену европейским местностям пришли близкие нашему сердцу сельские пейзажи с мазанками, церквушками и небольшими деревянными домиками. Все это великолепие доступно и в редакторе карт.
В «Братьях по оружию» разработчики пошли более осторожным путем, постепенно набираясь опыта на допущенных ошибках. Было проведено несколько опросов и активных обсуждений (с участием геймеров) по различным вопросам, возникшим при разработке аддона. Сотрудничество вышло крайне плодотворным, и очень многим положительным изменениям тайтл обязан именно тесному взаимодействию между пользователями и создателями. А финальным аккордом стал почти трехмесячный открытый бета-тест мультиплеера, благодаря которому сообщество помогло положительно повлиять на ход разработки и избавить проект от массы несуразностей и неудобств, терзавших его со времен первой серии.
«Ни шагу назад!»
Визуальная часть «Братьев по оружию» серьезно не изменилась: все та же яркая графика, не страдающие полигональным голоданием модели техники и окружения, сочные спецэффекты и отражения на водных поверхностях если и не зачаруют, то уж никоим образом не будут резать глаза. В настройках графики добавилась опция самозатенения, при включении которой почти все объекты, включая юниты, могут отбрасывать тень не только на землю, но и друг на друга, что делает картинку еще более натуральной. Некоторый дискомфорт вызывает буйство красок, которое не вяжется с образом игры про самую страшную войну в истории человечества. Впрочем, немного «омрачить» картину можно, побаловавшись с настройками яркости и контрастности в опциях.
Звуковое оформление, в отличие от графики, изменено полностью. За качественное погружение в атмосферу отвечают сотни новых звуков, записанных с реальных источников. Большинство видов вооружения обзавелось своими уникальными «голосами», танки легко различимы по реву двигателя, а уж про такие мелочи, как звук шагов, изменяющийся в зависимости от типа местности, или щебетание птиц на опушке леса вообще можно не говорить — все это радует слух разнообразием и четкостью.
Притча из «В тылу врага 2» про три закладки в интерфейсе уходит на покой и занимает почетное место в фольклоре коммьюнити, так как в аддоне все необходимые команды компактно разместились в таблице из 12 кнопок. Да и геймер может прямо в ходе прохождения самостоятельно сформировать удобную для себя подборку действий, перетащив нужные иконки на центральную панель. С мини-картой дела обстоят еще лучше — нажимаете заветную комбинацию Ctrl+M и можете менять размер и настраивать прозрачность. Выбрав, по своему вкусу, внешний вид, перемещайте карту в любую часть экрана.
К сожалению, до переработки мультиплеерного интерфейса подкреплений руки так и не дошли — он все так же представлен крупными, не скрываемыми иконками по группам юнитов и в ряде случаев (например, при невысоком разрешении экрана) закрывает большую площадь обзора. В левой колонке все так же перечислены имеющиеся под командованием игрока боевые единицы, которые теперь отсортированы по важности. Панель, к слову, можно скрыть, если она вам не требуется.
Механика в серии более чем на две трети сконцентрирована вокруг прямого управления отдельно взятым юнитом, а в «Братьях по оружию» использование этого компонента подобралось максимально близко к истокам — первой части. Система повреждений бронетехники повзрослела и стала похожей на реальную в масштабах, предложенных разработчиками, да и дальность боя увеличилась примерно на треть, а в мультиплеере и того больше. Отдельно хочется отметить фугасные снаряды, не имеющие ничего общего с дешевыми китайскими петардами из «В тылу врага 2» и научившиеся наконец-то феерично гасить скопления вражеской пехоты и ломать легкую бронетехнику. Искусственный интеллект немного поубавил прыти и перестал смущать своей дикой инициативностью, приводившей в бешенство всех, кто привык управлять каждым юнитом единолично.
Парк бронетехники пополнился САУ Nashorn, Ferdinand и СУ-100, средними танками Pz-IVE и M24 Chaffee, тяжелым КВ-2, зенитными самоходными установками М-19 и ЗСУ-37, ну а артиллеристы разжились самоходной гаубицей Sturmpanzer I. Почти все новые образцы вы повстречаете как в мультиплеере, так в сингле (в последнем столкнетесь и с огромной самоходной мортирой «Карл»).
Сказ о братьях…
Действие единственной кампании (за Советский Союз) начинается в первые дни войны, и геймеру рассказывается история двух закадычных друзей, прямиком со студенческой скамьи попавших на фронт. Сюжетная линия на протяжении девяти миссий построена таким образом, что мы периодически отыгрываем роль как одного, так и другого персонажа. В ассортименте полный джентльменский набор заданий: оборона, нападение, диверсионные операции, побег из плена и даже сражение в составе штрафной роты, вызвавшее горячие исторические дебаты среди поклонников проекта.
Противник на подступах к Севастополю. На скриншоте лишь мизерная часть наступающих.
Оборонительные миссии, в первую очередь, отличаются неимоверным для серии размахом, подчас под нашим контролем больше сотни человек, а число наступающих (в зависимости от сложности) может достигнуть почти тысячи душ. К тому же, почти в половине случаев нетрудно вызывать подкрепления на заработанные за выполнение заданий очки и компенсировать тем самым понесенные потери. Визуально подкрепления ничем не отличаются от тех, что мы знаем по сетевой игре, правда, не респавнятся мгновенно в одной точке, а прибывают из-за края карты, чего явно не хватает мультиплееру.
Кому недостаточно кампании, есть пять заданий в призовой игре, где, помимо русских, можно попробовать свои силы как за Германию, так и за Союзников. Небольшое в сумме число миссий компенсируется различными уровнями сложности (меняющими качество и количество подчиненных и противостоящих бойцов) и вариантами тумана войны, вплоть до полного отключения. Нечто подобное, наверняка, помнят те, кто видел синглплеерную демоверсию «В тылу врага» в далеком 2004-ом, но тогда, по неизвестным причинам, ноу-хау до релиза не дошло. Думаю, плюсы такой системы сложности очевидны, по сравнению с прямолинейным наращиванием очков жизни у неприятеля в базовой второй части.
Увы, порядком утомляют стелс-миссии, набирающие обороты к концу кампании. На легком уровне нетрудно устроить резню и лишить себя части смака таких заданий, что чаще предпочтительнее, чем ползание на брюхе часами, а на сложном с реалистичным туманом хардкорность вымотает кого угодно, ибо резня там заведомо гибельна, а работать «по сценарию» неимоверно сложно. Однако, ситуация коренным образом меняется в кооперативе — совместное прохождение в «Братьях по оружию» на высоте, а если вы играете в компании друзей да еще с голосовой связью, это принесет массу положительных впечатлений и затянется не на один вечер.
Между заданиями нам умеренными порциями демонстрируют видеоролики, повествующие о развитии «братского» сюжета. Пугает тут разве что резкая «телепортация» из 1942-го в 1945-ый почти в середине кампании. Такое впечатление, будто 2-3 ранее запланированных миссии в самый последний момент выкинули из проекта.
Десерт или полноценное блюдо?
Многопользовательскому компоненту в серии никогда не уделялось достаточно внимания, чтобы сделать его чем-то большим, нежели развлечение на несколько часов после сингла. В первой части он шел в качестве бесплатного дополнения, во «В тылу врага 2» хоть и был в комплекте с игрой, но практически не балансировался и не тестировался, из-за чего увяз в болоте нестабильности и повальных багах. В обоих случаях достойный вид мультиплееру придавали сами геймеры, модифицируя ресурсы и конфиги. Сетевой компонент «Братьев по оружию» пока что лидирует по затраченным на нее силам, включая, главным образом, длительный открытый бета-тест, да и по опрятности тянет на твердый средний уровень. Это дает нам право считать мультиплеерную составляющую не просто бонусом к кампании, а вполне самостоятельной частью продукта.
Несмотря на «острые углы», неординарный мультиплеер способен затянуть надолго. Главное, правильно понять его ключевую «тему».
Впрочем, не обошлось и без обыденных для нашей индустрии проблем. Необходимость в экстренном патче возникла в рекордно короткие сроки — на второй день после релиза, когда все, без исключения, пользователи получали средние FPS в пределах одного кадра в секунду в сетевых баталиях. Причиной проблем, по-видимому, стали неполадки с защитой от копирования. Патч, вместе с извинениями разработчиков, увидел свет на следующий день, но, как было сказано в одном бородатом анекдоте, «ложка нашлась, а осадок все равно остался». На этом фоне единственная карта с поддержкой 12 игроков, Port, которую без «заплатки» (на данный момент — неофициальной) запустить все равно не удастся, — это так, мелочь, вроде мутного стакана из дешевого стекла с отбитой кромкой в элитном ресторане.
Для доступа к сражениям в Сети вам обязательно потребуется лицензионная копия проекта с уникальным CD-ключом и аккаунт в системе GameSpy (можно созданный до этого для другой игры). Мультиплеер в «Братьях по оружию» включает в себя два новых режима — «Знамя победы» и «Ценный груз» — и два известных всем почитателям серии («Бой» и «Захват флагов»). Куда потерялась «Линия фронта», позиционируемая как один из ключевых режимов во «В тылу врага 2», неясно, однако, по предварительным данным, ее стоит ожидать в грядущем патче. Так же неясно, зачем по сей день остается примитивный «Бой», который, из-за пробелов в геймплее, известных еще по мультиплеерному дополнению к первой части, давно завоевал нелестную славу как «читерско-нубский» и с 2004 года ни на йоту не изменился.
Система подкреплений в «Братьях» ограничена двумя разновидностями — новым «Непрерывным режимом», в котором интенсивность поступления средств зависит от качества и количества имеющихся войск у геймера, и известным по второй серии режимом «Подкрепления отсутствуют» (подробнее см. вторую главу отчета о бета-тестировании). Каждый тип подкреплений имеет несколько дополнительных настроек. А вот до внедрения прекрасно зарекомендовавшей себя системы из первой части дело, к сожалению, не дошло.
Другое ноу-хау мультиплеера — ранговые игры с учетом статистики и рейтинга пользователя. Звание выдается за общее число схваток, а вот рейтинг необходимо зарабатывать, побеждая других, и тем больше будет получено очков, чем больше было у побежденного геймера/команды по сравнению с победителем. Неприятный момент системы в том, что в ранговых боях по соображениям играбельности запрещено изменение практически любых сетевых настроек, из-за чего эта самая играбельность скорее пострадала, нежели выиграла. Еще на стадии бета-теста наибольшей популярностью пользовался режим с отсутствующими подкреплениями, тогда как в ранговых битвах установлен непрерывный, пользующийся славой «мясного».
В ассортименте представлены мультиплеерные карты 2vs2 и 3vs3, карты же с поддержкой числа игроков до 8 перекочевали из «В тылу врага 2», пополнившись одной новой 4vs4 и Port 6 vs 6 (которую мы уже упоминали выше). Сетевая часть стала более стабильной, крэши с ошибкой, ласково называемые «Дядюшкой Арни» или «Терминаторами», в самом процессе почти не встречаются, но периодически навещают в лобби GameSpy. Впрочем, как известно, свято место пусто не бывает, и теперь в баталиях стали досаждать редкие, но от того ничуть не менее гадкие рассинхронизации, выбрасывающие от одного до нескольких пользователей. Но даже на этом фоне мультиплеер по-прежнему остается неповторимым по своей механике и массе впечатлений, получаемых за счет полностью разрушаемого окружения с проработанной системой повреждений и реалистичной физикой.
Не точка, но запятая
На сегодняшний день «В тылу врага 2: Братья по оружию» органично сочетает в себе лучшие черты обоих частей серии. Фееричный и патриотичный сингл и начинающий взрослеть мультиплеер — вот резюме последнего продукта Best Way. Однако поле для продуктивной деятельности, в том числе по исправлению недостатков, все еще огромно. В процессе разработки уже и следующий аддон, к которому разработчики вновь собирают предложения и замечания геймеров, и нам хотелось бы, чтобы они не отклонялись от взятого в «Братьях по оружию» курса.
P.S. Если кто задастся вопросом, почему оценка дополнения чуть ниже, чем оригинала, обратите внимание, что мультиплеер во «В тылу врага 2» не обозревался, так как никаких предпосылок, чтобы считать его чем-то серьезным, не было. Совокупная оценка сингла и сетевой части «Братьев по оружию» и составила наш сегодняшний итог.
ЗА:
Реиграбельный сингл и кооператив;
Отличное звуковое оформление;
Оригинальная механика.
ПРОТИВ:
Несбалансированные режимы подкреплений;
Мелкие и не очень недоработки в сетевой игре.
Вывод: